Меню
Реклама
Новости

Изоляция воздуховодов

Немаловажным элементом любой современной вентиляционной системы являются воздуховоды, которые служат магистралью для транспортирования воздушных масс от точки их забора извне до точки выброса в определенной зоне помещения. Системы вентиляции, имеющие в своем составе воздуховоды, называются канальными. По назначению могут быть как приточными, так и вытяжными.
Проектирование вентиляционной сети включает в себя расчет и выбор воздуховодов с учетом их пространственной геометрии (например, протяженности или количества поворотов), формы сечения (круглые или прямоугольные) и т.д. При расчете также определяют возможные потери давления за счет разгерметизации воздуховодной магистрали в процессе ее эксплуатации, возрастающее аэродинамическое сопротивление, а также необходимость внешней изоляции воздуховодов: звуковой, тепловой или огнезащитной.

Звуковая изоляция

Звук, как физическое явление, представляет собой продольную волну, скорость распространения которой прямо пропорционально зависит от плотности среды, в которой она движется. Поскольку большая часть воздуховодов вентиляции изготавливается из металла (оцинкованная или нержавеющая сталь, алюминий и т.д.), то они являются отличной магистралью для распространения шумов и вибраций.
К основным источникам шума вентиляционной сети можно отнести механизмы с подвижными элементами: вентилятор, заслонки, клапаны, рекуператоры и пр. Вторичным источником шума выступает собственная турбулентность воздушного потока, провоцируемая изменением сечения воздуховодов: изгибы, повороты, сужения, разветвления. Часть звуковой волны демпфируется материалом воздуховодов, часть затухает естественным образом, а остаток приходится гасить искусственно: установкой внутрь сечения канальных глушителей (что повышает аэродинамическое сопротивление и требует более мощных вентиляторов) или при помощи внешней шумоизоляции.

Тепловая изоляция

Обычно тепловая изоляция воздуховодов используется в приточных системах вентиляции. Если перепад температур между наружным воздухом и воздухом внутри помещения незначительный, то особого эффекта от утепления вентиляционной магистрали нет. Но в зимний и демисезонный периоды обкладочная теплоизоляция позволяет сэкономить часть драгоценных килоджоулей и защитить сами воздуховоды. Зимой перепад температур может достигать 50 и более градусов. Система приточной канальной вентиляции производит забор воздуха извне и подает его внутрь помещения. При этом внутри воздуховодных каналов течет холодный наружный воздух, а внешние стенки контактируют с теплым внутренним, вследствие чего на них образуется конденсат, иногда довольно интенсивно. Конденсат может провоцировать коррозию металла, а, кроме того, если воздуховоды располагаются близко к стенам или потолку, могут образоваться застойные зоны, в которых со временем появляются грибок и плесень.
При выборе теплоизоляционных материалов для воздуховодов вентиляции нужно учитывать заявляемые производителем характеристики влаго- и паропроницаемости. Большинство теплоизоляторов чувствительны к влажности, с повышением которой в геометрической прогрессии теряют свои изоляционные свойства. При укладке теплоизоляционных материалов нужно следить, чтобы не образовывались, так называемые, «мостики холода», иначе эффект от изолирования может быть значительно снижен.
Тепловая изоляция воздуховодов бывает внутренней и наружной. Внутренняя изоляция имеет существенные недостатки, вследствие чего широкого распространения не получила:
- внутренний утеплитель должен быть плотным, чтобы проходящий воздушный поток не провоцировал эрозию его поверхностей;
- внутренние стенки утеплителя должны быть гладкими, чтобы не оказывать дополнительного аэродинамического сопротивления воздушному потоку и не накапливать отложения пыли и жира;
- произвести профилактическую чистку внутренней изоляции почти нереально;
- внутренняя изоляция при сохранении площади проходного сечения требует увеличения габаритов воздуховодов.
Вследствие вышеперечисленных недостатков для тепловой изоляции воздуховодов обычно используют наружные обкладочные материалы, большая часть которых одновременно гасят шумы и вибрации.

Огнеизоляция

Большинство вентиляционных магистралей изготавливается из металлов, реже – из пластика. Но даже стальные или алюминиевые воздуховоды не отвечают правилам пожарной безопасности, не говоря уже о пластмассовых. При возникновении пожара в помещении тонколистовой металл быстро прогревается и начинает деформироваться, вследствие чего воздуховоды разгерметизируются, и дым и огонь могут распространяться через вентиляционную систему в соседние помещения или даже здания.
Согласно Строительным Нормам и Правилам СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» вентиляция общественных и жилых помещений должна быть огнеизолирована. В зависимости от класса пожарной безопасности здания определяется тип и эффективность огневой изоляции.

Изоляционные материалы

При выборе изоляционного материала для воздуховодов вентиляции необходимо учитывать условия его эксплуатации и назначение. Например, изоляция на основе каменной ваты или пористых вспененных полимеров слишком чувствительна к влаге и абсолютно неэффективна в помещениях с повышенной влажностью. Все существующие сегодня изоляционные материалы можно разбить на следующие:
- минеральные (стекловата или минеральная), в основном используется в качестве огневой и тепловой изоляции, но одновременно обладает высокими показателями вибро- и шумопоглощения;
- вспененные эластомеры (гибкие тубы с закрытыми порами), используются для теплоизоляции;
- изоляция на основе углеводородных полимеров; бывает с закрытыми порами и открытыми;
- вспученные фенольные смолы.
С недавнего времени для огневой изоляции используют, так называемые, антипирены. Наносятся аналогично шпатлевочным смесям или краске при помощи шпателя, валика, пульверизатора или обычной кисточки. При возникновении пожара под действием высоких температур антипирены вспучиваются и защищают объекты от воспламенения.
Любой изоляционный материал для воздуховодов независимо от марки и назначения должен отвечать следующим требованиям:
- обладать высокой эффективностью;
- быть рассчитанным на длительный срок эксплуатации;
- отвечать требованиям экологической безопасности.